История и правила игры в нарды
Немного истории
Изначально игра в нарды считалась
королевским развлечением. Постепенно
она стала популярна во всех слоях
общества. Особый интерес к нардам
наблюдался на Среднем Востоке и в
средиземноморских странах. В наше время,
несмотря на свой более чем солидный
возраст, игра не только не утратила
былой славы, но и укрепила свои позиции.
Свод правил современных нард был
установлен в 1743 г. в Англии. Автор —
Эдмонд Хойл. Английское название
нард произошло от двух слов — back и
game. Это связано с тем, что побитая шашка
оппонента возвращается назад к игроку.
Другая версия связывает название
backgammon с галльскими словами баес
(маленький) и gammum (битва), которые отдаленно
напоминают по значению персидское тахте
нард. Название backgammon впервые упоминается
в 1645 г.
Всех предшественников современных
нард объединяло отсутствие так называемого
правила куба, которое было введено в
Соединенных Штатах в 1931 г. и стало
официально признанным в международных правилах игры в нарды.
К настоящему моменту во многих странах
мира ежегодно проводится более тысячи
больших и малых турниров по нардам. Уже
второе десятилетие активно действует
WBF (Международная федерация нард), цель
которой — унификация правил этой
игры во всем мире.
Правила игры в нарды
Для игры в нарды необходима специальная
доска, напоминающая шахматную, но в
отличии от шахмат в нардах игра ведется
не на внешней части доски, а на внутренней,
похожей на ящик с невысокими бортиками.
По коротким сторонам доски часто делаются
специальные лунки для того, что бы
удобнее было расставлять шашки. От лунок
отходят нарисованные клинья — так
легче и проще считать шашки.
В нардах используются обычные шашки
в количестве 30 штук — 15 одного и 15
другого цвета. Например, белые и черные
или зеленые и желтые. Главное, чтобы
различие цвета было хорошо видно. Зары,
или игральные кости, представляют собой
обычные кубики с точками на всех гранях (от 1 до 6). Новые кости обязательно
обкатывают, производя от 100 до 200 бросков
и записывая выпавшие очки. На хороших
зарах все очки выпадают примерно
одинаковое количество раз. То же самое
время от времени следует делать и с
зарами, которые постоянно используются
в игре.
Специальные комплекты для игры в нарды
редко появляются в свободной продаже,
так как изготавливаются на фабриках
лишь в Средней Азии и в Закавказье. При
желании и определенных навыках можно
изготовить как саму игральную доску,
так и шашки. Лучше всего для этого
использовать дерево. Деревянные шашки
издают более приятный на слух стук при
ударе о доску, чем пластмассовые. Доску
необходимо тщательно обработать, чтобы
она была гладкой и ровной. Игровое поле
условно делится на четыре четверти
(квадранта), по шесть клеток в каждой.
Одна четверть называется домом —
именно туда каждый игрок должен сначала
переместить все свои шашки, а затем
выбросить их оттуда. Наиболее популярный вариант игры — длинные нарды.
Длинные нарды
Длинные нарды — одна из разновидностей
игры, требующая от участников
стратегического мышления и умения вести
комбинаторную борьбу. Двое играющих
расставляют по 15 шашек, каждый на своей
части доски вдоль левой стороны.
Располагающиеся в исходном положении
шашки называются голова, соответственно
делать ход из начального положения
значит "брать с головы". С головы можно
брать только одну шашку за ход. В игре
используется два кубика (зары). При
первом ходе игрок, как правило, имеет
право снять с головы две шашки. Для того,
кто делает первый ход, необходимость
пойти двумя шашками возникнет при
выпадении двойных комбинаций шесть-шесть,
четыре-четыре, три-три.
При игре в длинные нарды передвижение
шашек производится против часовой
стрелки. Из исходного положения черные
шашки перемещаются из правой верхней
четверти в левую верхнюю, затем в нижнюю
левую и, наконец, в свой дом — нижнюю
правую четверть. Дом белых находится в
верхней левой четверти, куда шашки
должны двигаться по следующему маршруту:
нижняя левая четверть — нижняя правая
четверть — верхняя правая четверть —
дом. В длинных нардах отсутствуют сбитые
шашки, так как не бывает встречных боев.
Розыгрыш первого хода игроки кидают
по одному кубику. Право первого хода
достается тому, у кого выпало большее
количество очков. Если числа совпали,
кидают еще раз. В процессе игры каждый
участник производит броски только двумя
зарами. После броска игрок должен
передвинуть одну из своих шашек на число
клеток, равное выпавшему на одном из
кубиков, а затем любую шашку на число
клеток, показанное другим кубиком.
Например, на зарах выпало четыре-два. В
этом случае игрок передвигает одну
шашку на четыре клетки, другую — на
две. Можно передвинуть только одну шашку
на шесть клеток.
Правилами запрещено передвигать две
шашки на число клеток, показанное на
одном из кубиков. Если выпало пять-три,
то нельзя передвинуть одну шашку на две
клетки, другую на три, а затем еще одну
на три.
Если на зарах выпадает дубль, т.е.
одинаковое количество очков (два-два,
три-три и т.д.), то игрок должен сделать
четыре хода, передвинув шашки на столько
клеток, сколько показывает один из
кубиков.
Если при игре в длинные нарды шесть
шашек расположены перед одной шашкой
противника, она считается запертой.
Построение непрерывного ряда из шести
своих шашек считается идеальным
результатом для создания помех шашкам
соперника.
Запрещается ставить шашку на лунку,
занятую шашкой соперника, а также запирать все
шашки противника — одна шашка
соперника обязательно должна быть
впереди заграждения.
Исходя из вышесказанного, можно сделать
вывод, что задача каждого игрока —
занять как можно больше лунок своими
шашками, стремясь ограничить перемещение
шашек противника.
В ситуации, когда шашки не идут, то
есть игрок не может их передвинуть на
то количество лунок, которое выпало на
зарах (шашки попадают на занятые лунки),
все очки пропадают и игрок пропускает
ход.
В условиях, когда можно сделать ход
на количество лунок, которое выпало на
одном из заров, и нельзя переместить
шашку на число лунок, выпавшее на другом
заре, выполняется только возможный ход,
а очки второго теряются. Игрок не может
отказаться от полного хода, даже если
он ему не выгоден.
В ситуации, когда игрок может выполнить
любой из двух ходов, но только один
(например, выпала комбинация шесть-четыре),
он может сделать ход на шесть лунок или
на четыре. Если игрок сделал ход на шесть
лунок, то меньшие очки сгорают.
Выигравшим в этой игре считается тот,
кто первым пройдет полный круг и,
оказавшись в доме, выбросит все свои
шашки. Проигравший оплачивает заранее
оговоренную ставку.
Длинные нарды с даве
При игре в длинные нарды с даве
выигрывает тот, кто выбросит все шашки
раньше. Других вариантов не существует.
В игре с даве каждый из игроков перед
броском может предложить сопернику
сдаться или увеличить ставку. При этом
увеличение ставки происходит в
арифметической или геометрической
прогрессии (по договоренности). В начале
партии правом такого предложения
обладают оба игрока. После увеличения
ставки по предложению одного из игроков
это право переходит к сопернику. Иначе
говоря, предложения на увеличение ставки
передается по очереди.
Гюльбар
Если один игрок не может доиграть
выпавший ему камень, недоигранные ходы
за него делает противник.
Игрок,
кинувший дубль и доигравший его до
конца, бросает снова. Если доиграть
выпавший камень нельзя, доигрывает
противник и ход переходит к противнику.
Жакет
Отличается начальным расположением шашек: все белые линии располагаются на линии 1 дома черных, все черные шашки — на линии 1 дома белых. Остальные правила идентичны длинным нардам. Существует также вариант жакета.
Матадор
Применяются все правила жакета, пока один из игроков не выбросит на костях очки 4-3, так называемый матадор. После этого он делает ход в соответствии с этими очками, потом ход в соответствии с любым выбранным дублем (четыре по шесть, пять и т. п.), а затем снова бросает кости для внеочередного своего хода. Далее следует играть по общепринятым правилам до следующего появления матадоров.
По материалам сайта casinoshnik.ru