Матрёшка – образ русской матери

Матрёшка, первоначально существовавшая как один из типов русской деревянной игрушки, очень быстро приобрела широкую известность. Практически с момента своего возникновения и по сей день она является любимым сувениром из России и символом русских художественных традиций. На протяжении всей жизни матрёшки искусствоведы и любители народной игрушки пытаются понять её мировой успех. Попробуем в данной статье проследить основные этапы её развития и степень значимости в сознании людей.

Марина Политова

Для начала обратимся к трактовке самого термина матрёшка в энциклопедии кукол Б. Голдовского, в которой говорится: матрёшка – потешная, трюковая и декоративная кукла, круглолицая, голубоглазая, одета в простонародный крестьянский костюм. На ней – синий платочек, белый передник, красный сарафан, а в руках то петух, то цветок, то хлеб. Несмотря на то, что это декоративные и потешные куклы, в них ясно просматриваются и обрядовые мотивы. Матрёшка олицетворяет идею крепкой семьи, достатка, продолжения рода, несёт в себе идею единства.

Постараемся рассмотреть это общепринятое толкование матрёшки с точки зрения её символического значения в контексте времени, истории и культуры русского народа. Прежде всего, вспомним, что матрёшка – не такое уж далекое явление русского декоративно-прикладного искусства. Появилась она в конце XIX века, что неудивительно – именно в это время в России происходил подъём национального самосознания. Многие художники поставили своей целью создание стиля в искусстве, в котором бы отразилась русская самобытность. Объединены были эти художники в Абрамцевском художественном кружке Саввы Ивановича Мамонтова, семья которого уделяла особое внимание развитию крестьянской игрушки.

Но появление матрёшки связано с братом Саввы Мамонтова, а именно с Анатолием Ивановичем. Ему принадлежали мастерская и магазин «Детское воспитание», где высококвалифицированными мастерами создавались детские игрушки. Существует несколько версий появления матрёшки. В конце XIX века всё больше в моду входило искусство стран Востока. По одной из версий в мастерскую с острова Хонсю попало маленькое чудо декоративно-прикладного искусства Японии – фигурка лысого буддийского мудреца Фукуруму. Внутри этой фигурки были вложены одна в другую ещё шесть более мелких изображений старца. По другой версии матрёшка – это трансформированное пасхальное яйцо (если обвести форму фигуры с головой единым контуром, получится форма яйца).

Итак, мастерская Анатолия Ивановича Мамонтова – это место рождения матрёшки. Выточил матрешку токарь мастерской Василий Звёздочкин, а расписал её известный иллюстратор детских книжек – Сергей Малютин. Матрёшка эта состояла из восьми фигур: самая большая – девочка с чёрным петухом, а последняя – младенец в пеленках.

Уже при создании матрёшки был заложен её главный символ – материнство и плодородие. Это же прочитывается и в самом названии, ведь произошло оно по преданию от имени Матрёна, а в его основе лежит слово «mater», что в переводе с латинского означает «мать». Когда кукла была выточена и расписана, Малютин воскликнул «Да это же Матрёна!» (самое распространённое женское имя в то время). Имя стало нарицательным, а образ вызывал ассоциацию со здоровой и плодовитой матерью.

В 1900 году русская матрёшка экспонировалась на Всемирной выставке в Париже, где получила медаль и мировое признание. Спрос на матрёшку стал настолько велик, что мастерская уже не справлялась с заказами, поэтому часть производства перенесли в Сергиев Посад. Этот город во все времена привлекал паломников, верующих, среди посетителей города были и члены царской семьи.

Для изготовления матрёшки в основном используют древесину липы и березы, а также ольхи и осины. Подготовленную по технологии древесину оставляют на открытом воздухе на два года, потом бревна распиливают. Далее заготовка поступает к токарю, который пользуется ножами и стамесками разной длины и формы. Вначале вытачивается самая маленькая матрёшка, последняя, она не открывается. Для следующей матрёшки сначала изготавливают нижнюю часть, затем под неё подгоняют верхнюю. В завершение матрешку зачищают, грунтуют для нанесения краски и сушат. А потом отправляют на роспись.

В первые десятилетия ХХ века были созданы основные типы росписи матрёшки, стремящиеся по своей стилистике к реалистичному изображению деревенской, и городской жизни. Также были созданы образы: бояре и боярыни, русские богатыри, персонажи литературных произведений, великие полководцы XIX века, сюжеты русской мифологии. Эти игрушки мгновенно завоевали сердца детей и взрослых, и не только в России, но и за границей. Например, в Париже был открыт магазин русских матрёшек. Кстати, в некоторых странах стали изготовлять кукол по типу матрешек, так называемые «куклы складки», но получалось у них не очень хорошо, ведь исконно русскую игрушку могли делать только в России.

Матрёшка могла иметь от 2 до 24 вложенных фигур, спросом на рынке пользовались преимущественно 3, 5, 8 и 12-ти местные матрёшки. Разделить их можно на два типа: 1) матрёшки в русском стиле, которые выполняли профессиональные художники; 2) матрёшки частных мастерских, которых иногда расписывали мастера-иконописцы Сергиева Посада.

Главная идея матрёшки второго типа – это продолжение традиций древнерусского искусства, где по художественно-идеологическому значению преобладала фигура человека, его лицо, а вернее лик. Интересно, что одежду матрёшек расписывали женщины, а лицо – мужчины, которые, по сути, создавали лик матери, своё представление о земной женщине в образе матрёшки.

Мастерская по производству матрёшек прошла различные стадии своего существования и наименования и, наконец, в 1928 году была названа Фабрикой игрушек №1 – название, которое по сегодняшний день осталось неизменным.

Условно историю матрёшки можно разделить на три временных периода. Вот какая хронологическая классификация дана в книге Л.Н. Соловьевой «Русская Матрёшка»: первый период конец XIX века – начало 1930-х годов (производство мастеров-ремесленников); второй – середина 1930-х – конец 1980-х (фабричное производство); третий – конец 1980-х – начало 1990-х и по сегодняшний день (авторская матрёшка).

По сути, третий период – это возврат к первому. Мастера стремились выразить в матрёшке своё отношение и понимание национального стиля. Дело в том, что в конце 1980-х – начале 1990-х годов, при «перестройке» началась демократизация, были частично сняты цензурные запреты. Художники в живописном полотне не могли выразить свои авангардные или религиозные идеи, а в матрёшке – кукле, игрушке, они были вольны изобразить что угодно. Поэтому стало возможно появление авторских матрёшек, шаржевых изображений политиков и так далее. Увидеть все промысловые матрёшки, произведения всех центров матрёшечных промыслов (Сергиев Посад, Семёново, Вятка, Майдан, Хотьково, Тверь, Новокузнецк, Башкирия) можно в Музее матрёшки в Москве (Леонтьевский переулок, дом 7). Там же мы можем наблюдать различную авторскую трактовку матрёшки как символа и образа конца ХХ – начала ХХI века.

Второй по значимости город после Сергиева – Посада по производству матрёшек – Семёнов в Нижегородской области. Традицию росписи семёновской матрёшки заложила семья потомственных мастеров-игрушечников Майоровых. Тип такой матрёшки легко можно узнать по её «травяному» декору, а также по непременному фартуку с узором из букета пышных цветов, который немного смещен вправо. Именно цвет букета задаёт колористическое решение всей матрёшки. Каждый центр имел свои художественные традиции и отличия в росписи. У семёновской матрёшки обязательно жёлтый платок, чёрные локоны, чётное количество цветков на букете фартука, более стройная форма.

Скажем несколько слов о рекордах каждого производства. Например, в Сергиевом Посаде, токарь Булычев выточил 48-местную матрёшку. А в Семёнове самая большая достигала по численности 72 предмета, высота её была 1 метр.

Другая местность, прославившаяся изготовлением матрёшек в Нижегородской области – Полховский Майдан. Для росписи этой матрёшки характерны стилистика наивно-лубочного искусства, но также как и в семёновской, главным отличием является фартук, на котором изображали конкретный цветок – шиповник (розу). Также как и семёновская, полховско-майдановская матрёшка имела чёрные локоны.

В Нижегородской области, было ещё одно место, в котором производили матрёшек, отличающихся своим новаторством в идее и исполнении – это село Крутец (его уже не существует). Местные художники разнообразили цветочный узор матрёшки, с каждым разом представляя вариации росписи. Начались эксперименты и с формами, в создании которых стали отходить от традиционной сергиево-посадской или семёновской. Также они стали изготовлять по принципу матрёшки вкладывающиеся друг в друга фигурки животных, что было очень востребовано среди детей.

Необъятен мир авторской матрёшки. Политические перемены России начала 1990-х годов позволили матрёшке выйти на другой уровень. Современные авторы продолжают творить и в классических стилях, которые, однако, имеют новую трактовку. Например, в росписи появились сюжеты на религиозные темы. Кстати здесь ярко проявили себя сергиево-посадские мастера-иконописцы.

Главное внимание в авторской матрёшке уделяется скорее её декору, нежели форме. Художники пытаются выразить своё отношение к окружающему их миру. Например, волновавшая русский народ история царской семьи, в Музее матрёшки представлена многоместной матрёшкой с изображением портретов членов царской семьи. Сегодня мы видим яркий пример того, как матрёшка связывает настоящее с прошлым: она изображает Николая II и политических деятелей, а также президентов России. На фартуках матрёшек изображаются мотивы павло-посадских платков, жостовских подносов и архитектурные памятники, что иллюстрирует соединение русских художественных традиций прикладного искусства. Именно в этом заключается её символическое значение, воплощенный образ материнства и плодородия.

 

Автор статьи благодарит Музей матрёшки (Леонтьевский переулок, дом 7) за организацию проведения съёмки и лично Ирину Соловьеву за помощь в подготовке текста.

 

 

Copyright © 2008-2017 Журнал "WOOD-мастер". Все права защищены и охраняются законом.
При копировании материалов ссылка на источник и согласование с редакцией сайта обязательны.
Создание сайта - Websy.ru